Брендинг в СССР

Брендинг в СССР. Фирменный стиль и айдентика минувших лет

Бренды СССР. Кто сказал, что это было плохо...

Это не ностальгия по прошлому, а дань уважения истории. И как мы полагаем, одним из ключевых законов истории, а точнее ее изучение есть — анализ. Мы решили осветить и сделать свой анализ данной темы.

Минувшие 25 лет, а это уже несколько поколений и целая веха истории нашего государства, очень сильно изменили сознание и внесли новые понятия о бренде, упаковке, айдентике и понимания, что такое стиль и как им можно управлять. Мы не будем углубляться в социально-экономические и политические события прошедших лет, но предлагаем вам уделить внимание торговле и рекламе, советского периода истории.

После Великой Отечественной Войны и Второй Мировой Войны, наше государство находилось в тяжелом экономическом положении. Это закономерно, ведь долгих четыре года снабжать армию, содержать промышленный комплекс и укреплять рубежи дело затратное. И подобный экономический пробел восполнить за пару, тройку лет не так легко. Понадобились долгие годы и десятилетия, что бы поставить ВВП на рельсы стабильности, наладить социальный и бытовой уют в государстве и укрепить экономику страны.

Вполне себе логично, что общая социально-экономическая задача стояла следующая, если можно это описать простыми и банальными словами — экономно, дешево, без лишних затрат. Вложение денег в разработку дизайна, красоты, идеи, креатива и речи не стояло. Мы не осуждаем это, и находим в этом свои плюсы. Как и в любом деле всегда есть цель — задачи. Именно они определяют стратегию рынка и его сегменты. Задачи были очень понятными отсюда и развитие тактики.

И так, а было ли понятие Брендинга в Советском союзе? Наверное было, может быть не все вкладывали в это понятие, то что сейчас вкладываем мы. Но совершенно точно, законы маркетинга, рекламы и брендирование существовало.

Что было в основе — простота, доступность, легкость, но при этом существовал четкий смысл и содержание. Это касательно с визуальной точки зрения. Что же с производственной частью? Конечно, в то время не существовало таких производственных оснащенных предприятий. Флексопечати, фотопечати, современных упаковочных конвейерных линий, офсетных и цифровых типографий. И производство упаковок и разработке дизайна не уделялось должного внимания, но эргономике, практичности, инфографике нужно отдать должное — оно было на высоте.

Вот например упаковка советского периода, многие ее еще помнят. Обратите внимание, печать в две краски, по многослойному картону. Дизайн прост, не потому что не хотели креативить, а потому что печатные формы в то время не могли переносить с высокой точностью мелкие детали, это первое и второе смысловая нагрузка должна быть целевой, а значит дизайн должен быть простым.

Цвета — оттенки синего и красного и ключевой цвет белый. Это классический дуоколор (например Пепси-Кола, позже Пепси).

Графика — твердые формы, острые углы. Сочетание ромба, треугольника или много-остроугольных форм.

Шрифт — два вида. Высокий кегель. Иногда два семейства с разным классическим написанием — Bold, Italic, Regular.

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Транспортная упаковка и тара

А теперь посмотрите на грамотную эргономическую разработку для транспортировки товара. Это шедевр геометрии в упаковке! Такое можно придумать только благодаря четко поставленным задачам в сложное экономическое время. Без излишеств и из воротов, практично и удобно.

Тара. Не маловажный объект. Все просто один вид. Если говорить и молочных продуктах. Во первых экологически чистое производство. Второе, такая тара всегда была в повторном использовании. Далее, универсальность — жидкое, полу твердое, тягучее и прочие массы всегда можно было транспортировать в такой таре. Всего же видов тары было несколько, каждый под свой класс, и не сравнимо с тем что предлагает маркетинг сегодня, в каждом классе сотни подклассов…

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Инфографика

Инфографика. Это в высшей степени гениально. Простейшими формами и одноцветным информированием брендировали целый сегмент продукции. И оцените производственные затраты!

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Подарочная и повседневная упаковка

Да, следующая иллюстрация, давно уже стала нарицательной и ироничной исторической фичей. Но сколько с ней и сколько в ней пронесли историю мы и наши отцы и деды. Такое подарочной упаковкой не назовешь, коем сейчас пестрит рынок упаковки, но в повседневной жизни это были надежные и не убиваемые аксессуары.

Давайте умерим иронию и насмешки и взглянем на эту сумка (авоську) с практичной точки зрения. И оценим ее достоинства. Если кратко, то так: 1) в состоянии ожидания — не видна, много места не занимает, помещается в кармане, не тяжелая. 2) в режиме актива — крепка, надежная, не подведет, в ней перенести можно практически любые виды продуктов и не только питания. 3) Экологически-чистый в производстве.

Нам показалось что минусов в ней вообще нет. Вопрос — почему мы так иронично относимся к этому изделию? )) Всякий ли пакетик или сумочка из «Ашана» (пример) может похвастаться такими достойными качествами?

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Дизайн. Полиграфический дизайн.

Дизайн и информативность. Мы следим за трендами в дизайне. И в последние годы, на рынке все чаще появляются упаковки подобного рода. Возможно это ностальгия по прошлому, возможно это мода в дизайне, но совершенно точно мы уверены в том, что у этого дизайна есть основатель — СССР :). Что же примечательного в этой упаковке? Прежде всего информативность и производственная составляющая. Конечно же бюджетная. Как мы описывали выше, главной задачей стояло — экономия и дешевизна в производстве.
Но вы только посмотрите, как это великолепно — лаконичность и визуальная доступность. Всего то делов, материал — дешевый крафт и печать в одну краску. Скорее всего штамп-формой. Тиражи — миллионные, затраты — копеечные. Дизайн — превосходен!

Далее, материал упаковки. Крафт. Наверное эта бумага ни когда не выйдет из моды. Многие производители современной дизайнерской бумаги, специально придумали замену этой классике, только благодаря тому, что этот тренд в моде. Знали бы мы и наши предки тогда, что простейший вид упаковки будет цениться так высоко и будет занимать свое место в истории дизайна, дизайнерской упаковки и дизайнерских материалов. Честь и хвала.

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Дизайн упаковки и этикетки

Дизайн упаковки и этикетки. Наверное, было бы не справедливым, говорить, что в советское время не было дизайна, был, совершенно точно. Да, многие читатели найдут в этом много изъян, но не забывайте, что основной задачей маркетинга в СССР — было простота и дешевизна. Но и в этом мы углядели повторение истории и если хотите, эхо моды из прошлого, основателем которого являлся советский дизайн.

Лаконичные формы. Четкое разделение пространства, доминирующий цвет, контр-цвет, ключевые визуальные точки распределения информации. Не много ли схожего в современном дизайне, особенно в классе «легкого дизайна»?!

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Современный дизайн

А вот, посмотрите на «западный дизайн». В поздний советский период на рынок хлынуло много товаров из-за «бугра», показательным были конечно жевательные резинки. Конечно, видно что технологически они выпускались уже на современных печатных машинах, В дизайне используют больше цветов, продукция выглядит яркой, интересной, но (!) однообразной. Нет изюминки. А вот советские жевательные резинки.

Есть с чем и что сравнивать…

Продукты и бренды СССР
Продукты и бренды СССР

Советский брендинг и дизайн - был! Есть! Возможно будет...

Что же в итоге. Мы не ставили своей целью найти изъяны или придраться к эпохе. Мы ставили целью интерес и анализ. Все то, что присуще чистоплотной истории, особенно своего, того государства.

Не смотря на то, что многое уже забыто и выглядит архаично, наряду с этим ровно столько же получает второе дыхание или продолжение в моде дизайна, полиграфии упаковки. Мы находим отражение прошлого в современных трендах.

Так был ли дизайн в СССР существовал ли брендинг в советской эпохе? Ответ на этот вопрос мы оставим Вам, наш дорогой читатель. Что же касается нас и нашего субъективного мнения — да, был. И мы очень этому рады! :)

В любом случае, мы не заканчиваем анализирование и освещение этой темы. Ведь в СССР было много интересного. И мы вернемся к этому еще ни раз. Нам есть, что перенять и из прошлого, что бы улучшить это в будущем!

P.S.

Все иллюстрации взяты из общедоступной сети Интернет и принадлежат их владельцам. От себя скажем спасибо за сохранение нашей с вами истории в картинках и молчаливое согласие предоставить их нам для нашего обзора -:)

артлого2

StartUp Корпоративный

Предложение для начинающих компаний

Детально
артлого2

StartUp для ресторанов

Предложение для начинающих рестораторов

Детально

Comments are closed.

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Сообщение

×